Рублем одарят: финансирование дорожной отрасли будет увеличено
23
В Госдуме рассказали об итогах транспортного нацпроекта и перспективах на будущее
Со следующего года нацпроект «Безопасные качественные дороги» станет составной частью нового национального проекта «Инфраструктура для жизни». Он предусматривает дальнейшее повышение качества автомобильных трасс и увеличение мобильности граждан. Для его реализации необходима будет законодательная поддержка, прежде всего в вопросе финансирования, отмечают депутаты. Как она будет осуществляться, выясняли «Известия».
Заметные результаты
За пять лет действия нацпроекта «Безопасные качественные дороги» (БКД) качество федеральных трасс и дорог в городских агломерациях заметно улучшилось. Об этом в ходе пресс-конференции заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев. Он отметил, что с 2019 года в стране появились совершенно новые автомобильные трассы, была произведена значительная модернизация и реконструкция существующих дорог, улучшилось качество дорожной сети.
Так, по данным Федерального дорожного агентства, если пять лет назад доля дорог городских агломераций, отвечающих нормативам, составляла только 44%, то по состоянию на конец прошлого года этот показатель превысил 82%. Доля региональных трасс, соответствующих нормативным требованиям, выросла с 43,6 до 53%. В 2025 году доля федеральных дорог в нормативном состоянии составит 67,6%, а к 2027 году этот показатель увеличится до 69,3%, отмечают в Министерстве транспорта РФ.
«Также благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» заметно снизилась аварийность, уровень смертности и травматизма в дорожных авариях», — подчеркнул Павел Федяев.
В частности, по данным Госавтоинспекции МВД РФ, количество погибших в ДТП снизилось с 19 тыс. человек в 2017-м до 14,5 тыс. по итогам прошлого года.
Закон для защиты дорог
Со следующего года нацпроект «БКД» трансформируется в новый нацпроект «Инфраструктура для жизни» и станет его частью, напомнил Павел Федяев. Он рассказал, что одной из его целей является увеличение мобильности граждан. Для этого в том числе намечено и в дальнейшем повышать качество автомобильных дорог, подчеркнул депутат.
«До 2030 года нормативным показателям должны соответствовать 85% федеральных автодорог и 65% региональных трасс», — рассказал первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
Важным событием, которое должно способствовать выполнению этих показателей, депутат назвал принятый недавно Госдумой закон, усиливающий ответственность за управление транспортным средством со скрытыми номерами.
«Ведь в данном случае речь идет не только о каком-нибудь «Гелендвагене» без номеров или с номерами, закрытыми тряпкой или CD-диском, где-нибудь на Кутузовском проспекте. В значительной степени это позволит уменьшить число перегруженных фур, водители которых закрывают номера при проезде автоматических пунктов весового контроля. Это позволит обеспечить сохранность автомобильных дорог и защитить их от разрушения транспортом, который едет с перегрузом», — заявил первый заместитель председателя комитета Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Павел Федяев.
Между тем на рассмотрение парламента недавно был внесен законопроект, устанавливающий на три года мораторий на оформление штрафов за перегруз для мусоровозов.
Деньги будут
Самым важным законом, который должен обеспечить исполнение нового нацпроекта, депутат называет бюджет на 2025–2027 годы.
«Мы можем разработать и принять множество разных законов, связанных с транспортом и дорогами. Но они не смогут работать, если на их реализацию в бюджете не будут заложены необходимые средства», — подчеркнул он.
По его словам, на ближайшие два года финансирование дорожной отрасли сохранится примерно на существующем уровне. При этом с 2027 года заметно вырастут объемы средств на содержание существующих дорог. Точных цифр он не назвал, отметив, что обсуждение главного финансового документа страны в парламенте запланировано на ближайшее время.
Ранее глава Минтранса РФ Роман Старовойт заявил в Госдуме, что объем финансирования строительства федеральных автомобильных дорог в России в проекте госбюджета на период 2025–2027 годов составит 853 млрд рублей
«Существуют разные точки зрения относительно того, что должно быть в приоритете: строительство новых дорог или содержание уже существующих. В этом вопросе необходим баланс: иначе в погоне за новыми километрами дорог можно потерять то, что уже есть», — отметил Павел Федяев.
Он рассказал, что, согласно поручениям президента РФ Владимира Путина, в новом нацпроекте «Инфраструктура для жизни» запланировано строительство обходов более 50 городов, что должно заметно увеличить пропускную способность автомагистралей и снизить загрузку на улично-дорожную сеть этих населенных пунктов, через которые сейчас идет значительная часть транспорта.
«Эти планы в бюджете подтверждены, средства на них заложены», — подчеркнул Павел Федяев.
Смещение приоритетов в сторону содержания существующих дорог разумно, считает член президиума общественного совета при МВД РФ Игорь Моржаретто. По его словам, за предыдущие годы в стране появилось много новых дорог, которые теперь необходимо поддерживать в надлежащем состоянии.
— Главный дорожный проект на перспективу — это новая трасса от Джубги до Сочи. По остальным направлениям вопросы можно решить точечно, строительством тех самых обходов городов, где и возникают основные сложности, — заявил он «Известиям».
Иной точки зрения придерживается главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, переориентация транспортных потоков на восток и юго-восток страны показала, что дорожная сеть в этих частях страны достаточно слабая и нуждается в серьезной модернизации.
— Направление в сторону Каспия и далее через Северный Кавказ в Закавказье и Иран фактически представляет собой одну двухполосную дорогу, которая просто не в состоянии справиться с нагрузкой. Похожая картина наблюдается в регионах Южной Сибири, юга Дальнего Востока. Тут строительством обходов городов проблему не решить — необходима серьезная модернизация дорожной сети в этих направлениях, — уверен Максим Кадаков.
Вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин считает позитивным заявление депутата о сохранении объемов финансирования дорожной отрасли и увеличении расходов на содержание трасс в перспективе. Однако с учетом инфляции, а также с удорожанием работ по строительству и содержанию дорог темпы появления новых автотрасс в пересчете «на километры» снизятся, полагает он.
— Инфляция поднимает цены на материалы как для строительства автотрасс, так и на их содержание. Еще одним фактором, который будет способствовать удорожанию дорожных работ, является индексация утилизационного сбора, которая затрагивает не только самосвалы и тягачи, но дорожно-строительную технику: экскаваторы, бульдозеры, рейдеры и другие спецмашины. Некоторые виды такой техники в РФ просто не производятся: дорожникам придется приобретать импортные модели, но уже совершенно по другой цене, которая в итоге отразится в сметах на строительство того или иного объекта, — заявил «Известиям» вице-президент НАС.